С большим удовольствием посмотрел лекцию И. Н. Данилевского «Историческая реконструкция - между текстом и реальностью». В ней Игорь Николаевич вернулся к теме одной из своих прежних статей (Цитаты, которые мы изучаем // Одиссей. Человек в истории. М, 2004). Как известно, в текст древнерусских нарративных источников вплетено немало цитат из святого писания и других памятников литературы. Оказывается, в таких случаях автор текста вовсе не стремился описать события, какими они были на самом деле. Возможно, он этого и не знал. Расчет делался на ассоциативное мышление читателя. Например, люди всю свою жизнь ходили в церковь, были хорошо знакомы с библейскими сюжетами. Их фрагменты вплетались в летопись. Потом читающий это человек, видимо, должен был вспомнить святое писание и воспринять новый текст через уже известные ему образы. Поэтому современный исследователь для понимания текста сначала должен провести его критический анализ. В частности, выявить цитаты и установить, с чем они связаны.
Коллекцию цитат «имени И. Н. Данилевского» можно пополнить новым примером. В журнале Древняя Русь. Вопросы медиевистики. №1(47) за март 2012 г. напечатано начало статьи Б. Р. Рахимзянова «Прибытие первых джучидов в Московское великое княжество: начало трансформации империи». В ней затронута Белёвская битва 1437 г., в которой московские войска потерпели сокрушительное поражение от коалиции татар хана Улу-Мухаммеда с феодалами Верхнего Поочья (по Рахимзянову – от одних только татар). Автор ссылается на летописную запись, следующую после описания битвы: «...яко единому агарину десяти нашим и выше того одолети». И приходит к выводу, что «каждый татарин убил в том бою 10 и более русских воинов» (с. 70). Во-первых, здесь неправильное прочтение текста. В летописи: «как [если бы] одному агарину...». Во-вторых, «агаряне» (измаильтяне) – это отрицательный библейский персонаж, враги народа Божия, в данном случае образ. Далее в Софийской II летописи следует: «яко языкъ погубль совет ес(ть), и не ес(ть) в них мудрости, не смыслиша разумети сиа вся, да приимут грядущае; един тако поженет тысящу, а два двигнета тму, а ще не бы Б(о)гъ отдалъ и Г(оспод)ь предалъ». Это цитата из Второзакония, глава 32, стихи 28-30, ее выявил еще П. М. Строев. Однако по Б. Р. Рахимзянову все равно получается, что под Белёвом каждый татарин побил десять русских, и произошло это почему-то в ветхозаветные времена Моисея. Кстати, это повод для пересмотра даты основания Белёва (шутка)!
Как с сожалением отметил И. Н. Данилевский, теория у нас зачастую расходится с практикой. В том числе это происходит на страницах уважаемого журнала. Впрочем, никто не говорит, что исследование исторических источников – это легкое занятие.
P. S. [добавлено 22.03.2012 г.]:
Прошу прощения, оказывается Б. Р. Рахимзянов заимствовал свои ошибки у А. Г. Бахтина (Образование Казанского и Касимовского ханств. С. 105). Там же начало Белёвской битвы 3 декабря, при чем на следующее утро уже было 5 декабря. Ну а работа А. Г. Бахтина это отдельный разговор...
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Незарегистрированным пользователям в "подписи комментария" необходимо выбирать опцию "Имя/Url", в поле "Имя" написать свои фамилию и имя; в поле "Url" можно написать свой e-mail или оставить его не заполненным. Комментарии отображаются только после их премодерации автором блога. Для связи с автором также можно писать на e-mail.