20 мая 2019 г.

О фальшивых надчеканках «черниговских трезубцев»

Ранее я опубликовал ряд статей, посвященных надчеканкам особого знака, который наносился на монеты в 1370-х гг. в верховьях Оки и восходит к геральдике князей черниговского дома XI–XII вв. Этот знак условно был назван мной «черниговским трезубцем». Название прижилось в обиходе, но также можно встретить название «навосильский надчекан», поскольку в 1370-х гг. знак, видимо, был связан с новосильским княжеским домом.
В моих публикациях 2012 г. имелось 19–20 монет (Куликовская битва в истории России; СНВЕ-4), к 2015 г. их число доведено до 32-х монет (СНВЕ-5), а на сегодняшний день (май 2019 г.) это 57 экземпляров. Однако в последнее время отчетливо проявилась тенденция, которая может существенно затруднить дальнейшее исследование.
В сентябре 2018 г. на аукционе сайта Reviewdetector была выставлена на продажу монета с надчеканкой черниговского трезубца серии С2. В частной переписке А. А. Гомзин заметил, что один и тот же продавец предлагает для продажи редкие монеты разных русских земель, явно изготовленные из одного и того же металла с характерными мелкими раковинками, которые являются дефектом некачественной отливки.



Подделка выполнена очень качественно, по слепку с оригинальной монеты. На ней отпечатались даже дефекты штемпеля клейма черниговского трезубца, известные по другим оригинальным монетам и прорисованные мной еще в публикациях 2012 г.


На днях вышла статья Г. А. Титова и К. М. Петрунина, которые вскрыли еще одну подделку (Нумизматика, №45, май 2019). Они напечатали подражание монете хана Джанибека до нанесения на него клейма черниговского трезубца и после. Разумеется, клеймо нанесено современными умельцами.


Авторы упрекнули меня в том, что данное подражание было опубликовано мной в тезисах нумизматических чтений ГИМ осени 2018 г. (с. 98–99). Отдавая должное их ценному наблюдению, все же поясню, что в тех тезисах я не опубликовал ни одной монеты, в чем легко можно убедиться (НЧ ГИМ, 2018). Однако действительно мной была опубликована прорисовка монеты (№12), о которой идет речь. Причем известны и другие находки таких же монет-подражаний, которые и позволили мне прорисовать весь штемпель целиком.


Монета с фальшивой надчеканкой продавалась в декабре 2016 г. на аукционе Wolmar (Аукцион VIP №522, лот №1775). Связаться с ним и выяснить происхождение монеты мне не удалось.


В июле – августе того же года на том же аукционе продавалось еще две монеты с надчеканками черниговского трезубца, которые теперь также оказываются под подозрением (Аукцион VIP №500, лот №1592; Аукцион VIP №505, лот №1544). В основе одной из них также имелось подражание, прорисовка которого опубликована мной в тезисах под №15.
Качество подделки очень высокое. На штемпеле серии С3 вновь видны мельчайшие дефекты клейма, которые не относятся к самому знаку-трезубцу. Они были отмечены мной еще в публикациях 2012 г., и должны были бы являться свидетельством подлинности. Оказывается, уже нет. Мастера современной подделки внимательно читают новейшие исследования. Они также избегают класть в основу своих подделок монеты, чеканенные позже 1370-х гг.


В публикации 2015 г. я уже обращал внимание на то, что в моем личном каталоге стало выделяться количество клейм серии С2, С3 и оно постоянно растет. С другой стороны появляются все новые и новые серии (разновидности) клейм, которые остаются в одном-двух экземплярах (СНВЕ-5, с. 124–125). Как теперь можно видеть, эти диспропорции, в том числе, обеспечиваются рынком современных подделок.
На сегодняшний день из 57-и монет уже выявлены 2 очень качественные фальшивки и еще 2 монеты оказываются под подозрением. Не исключено, что масштаб фальсификации гораздо больше…

Тема для обсуждения открыта на сайтах: "Русские монеты 14-17 веков"; "Reviewdetector".

Р. А. Беспалов


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Незарегистрированным пользователям в "подписи комментария" необходимо выбирать опцию "Имя/Url", в поле "Имя" написать свои фамилию и имя; в поле "Url" можно написать свой e-mail или оставить его не заполненным. Комментарии отображаются только после их премодерации автором блога. Для связи с автором также можно писать на e-mail.