13 ноября 2011 г.

Источник сведений Казанского летописца о молитве хана Улу-Мухаммеда «русскому Богу»...


/С. 142/
Источник сведений Казанского летописца
о молитве хана Улу-Мухаммеда «русскому Богу»
накануне белёвской битвы 1437 года
Рассказ о белёвской битве 1437 г. содержится почти во всех русских летописях. Он широко известен исследователям взаимоотношений великих московских князей с Ордой, поэтому нет необходимости обращаться к предыстории. Остановимся лишь на одной немаловажной проблеме. В отечественной историографии долгое время бытовала идея о самовольном захвате ханом города Белёва1. В летописях же нет прямого упоминания о военном вторжении Улу-Мухаммеда в область Верхнего Поочья. Напротив, говорится, что он вынужден был искать пристанища, «бежав от иного царя»2. По Софийской II летописи хан «постави себе город на реце на Беле́ве, от хврастиа себе исплет, и снегом посыпа и водою поли, и смерзеся крепко, и хоте ту зимовати»; по Архангелогородскому летописцу он «против города сел в острозе»3. То есть не занял город Белёв, а построил крепость отдельно, на другой стороне рч. Беле́вы4. Казанский летописец говорит, что Василий II сам отдал Улу-Мухаммеду белёвские места, чтобы было тому где набраться сил, собрать разогнанное войско и возвратиться на своего врага. «И обещание и клятву между собою взяша царь (и) князь великии другъ друга ничемъ (не обидети), дондеже царь отъ земля Руския отступитъ»5. Однако ввиду наличия в последнем источнике значительной доли литературного вымысла, в историографии эти доводы почти никогда не принимались во внимание.
В тесной связи с известием о клятве Василия II в Казанской истории находится следующий эпизод: великий князь отступил от своих обещаний и послал на Улу-Мухаммеда многочисленные войска во главе с Дмитрием Шемякой. Несмотря на уговоры хана не нападать на него, московские воеводы были непреклонны. Тогда Улу-Мухаммед отчаялся просить милости у человека и обратил свои очи к небу: «прилучися бо церкви ту стояща, на пути въ некоемъ селе – прииде и паде передъ (д)верми храма, на землю у порога, и не смея внити въ ню, и вопия плача со многими слезами».
На сведения о молитве Улу-Мухаммеда до сих пор обращали внимание лишь религиозные деятели или исследователи истории церкви. Татарский ученый и богослов конца XIX – начала XX вв. Р. Фахретдин считал, что Улу-Мухаммед как и подобает мусульманину должен был молиться Аллаху: «сев под деревом, сотворил два раката намаза и со слезами на глазах просил у Аллаха помощи и защиты»6. Хорошо заметно заимствование Р. Фахретдина из Казанской истории, в соответствии с которой Улу-Мухаммед молился «русскому Богу». Не менее пристальное внимание уделил этому вопросу белёвский церковный и общественный деятель того же времени протоиерей М. Ф. Бурцев. На месте стоянки татар он выделил Успенскую соборную церковь7. Однако не учел, что в XV в. город Белёв располагался только на правой стороне рч. Беле́вы (Белёвки). Перемещение административного центра на левую ее /С. 143/ сторону произошло только в конце XVI в.8 Первые же сведения о существовании здесь Успенской (прежде Архангельской) церкви относятся к началу XVII в.9
Несколько ранее – в середине XIX в. филолог и археограф И. М. Снегирев опубликовал предание, которое долгое время оставалось без внимания исследователей. Повествуя о почитании святителя Николая Мирликийского в Москве, он писал: «В церкви этого великого чудотворца на горе Гостуни в Беле́вском уезде, на Оке, сохранилось предание о наказании им великаго князя московскаго Василия Темнаго за нарушение мирнаго договора с ханом Махметом. Последний, поселясь в Беле́ве, заключил с Василием Темным договор, чтобы им жить мирно, и не изменять друг другу. В поруки избран был ими святитель Николай. Но московский князь, вопреки условию и клятве, напал внезапно на Махмета с тем, чтобы выгнать его из Беле́ва...»10. В другой публикации автор сообщал, что предание было «изображено на доске», которая находилась в том самом храме11.
Прежде всего, разрешим одно недоразумение. Еще в начале XVII в. церковь Николая Гостунского действительно относилась к Белёвскому уезду12. С конца XVIII в. уезд входил в состав Тульской губернии, село же Николо-Гостунское (ныне Николо-Гастунь) уже отходило к Лихвинскому уезду Калужской губернии и располагалось вниз по течению реки Оки, севернее от Белёва на самой границе губерний. Белёвские историки-краеведы XIX в. ничего не знали об этом предании, по крайней мере, в своих исследованиях о белёвской битве 1437 г. никогда о нем не упоминали13. В 1861 г. село Николо-Гостунское посетил церковный деятель и публицист иеромонах Леонид (Кавелин). При описании церковной утвари о доске с преданием он не упомянул. Впрочем, накануне его прибытия одна из древних церквей соборного комплекса была разобрана, о чем исследователь очень сожалел14.
Вряд ли И. М. Снегирев сам побывал на верхней Оке в церкви Николая Гостунского. По косвенным признакам можем судить, что его сведения каким-то образом восходили к тому времени, когда она относилась к Белёвскому уезду. Авторское повествование почти в точности напоминает рассказ Казанского летописца за исключением одной детали: в предании «хан обращается к св. иконе Николая Чудотворца», а не к «русскому Богу», как это сказано в летописи.

Верхнеокское предание
Казанский летописец
Мужъ праведный и святый, ты ведь былъ порукою нашему договору и нашимъ клятвамъ! Видишь самъ мою правду, такъ будь же мне защитникомъ и помощникомъ.
Боже рускии, слышахъ о тебе, яко милостивъ еси и праведенъ; не на лица зриши человекомъ, но и правды сердца ихъ испытуеши. Вижь ныне скорбь и беду мою, и помози ми, и буди намъ истинны судя, и суди въ правду межу мною и великимъ княземъ.

Далее в изложении И. М. Снегирева нет ничего, чтобы отступало от летописной истории: «Крепкое верование магометанина оправдалось на самом деле. Против малочисленной татарской рати не устояло многочисленное полчище москвичей и обратилось в бегство»15.
Несмотря на существенное разночтение, это предание может иметь рациональную основу. Как заметил Б. А. Успенский, Никола – издревле наиболее чтимый святой на Руси. Его /С. 144/ культ был сравним с почитанием Богородицы и даже самого Христа. На это указывают не только наблюдения иностранцев в XVI-XIX вв., но и свидетельства самих русских. Так в середине XVI в. некий инок Афанасий заявлял: «Николу... аки Бога почитают православнии». Еще в конце XVIII в. встречались священники, исповедавшие Николу как Бога16. Поэтому нельзя исключать, что в изложении Казанского летописца под «русским Богом» имеется в виду Николай Чудотворец.
В каком же направлении шло заимствование? Нередко случалось, что спустя столетия после свершившихся событий какой-нибудь любознательный инок услышит историю, запишет в книжицу, и вот она уже воспринимается как местное древнее предание. В его изложении известия могут приобрести новые причудливые формы. Именно поэтому у исследователей по сей день нет полного доверия к Казанскому летописцу.
Описанное предание наряду с Казанской историей уличает великого князя Василия II в отступлении от клятвы. Такое свидетельство не могло сохраниться в летописании Московского государства середины – второй половины XV в., которое признает лишь вину Дмитрия Шемяки, позже ставшего противником Василия II. По содержанию предание ближе к верхнеокскому населению «литовского» периода. В ходе белёвской кампании оно потерпело разорение от московских войск и выступило на стороне Улу-Мухаммеда17.
Область Верхнего Поочья подчинилась власти Ивана III только в самом конце XV в. Вскоре произошло знаменательное событие: «Того же лета (1506 – Р. Б.), июня в 21, повелением великого князя Василья Ивановича в граде Москве заложиша церковь кирпичную святаго и великаго чюдотворца Николы, иде же стояла церковь деревяная старая Никола, Лнянои зовомыи, и совершиша церковь в девять недель, и постави въ церкви икону старую святаго и великаго чюдотворца Николы, украсив ю златом и бисером златым чюдне. Ю же принести велел отецъ его князь великии Иван Васильевич от Николы Гостунскаго лета 7011 (1503 г. – Р. Б.) августа. А пришедшаго за иконою священника Иякова велел учинити протопопом Никольским, и соборъ священник и диакон, собрати. И священна бысть церковь святителем Симаном, митрополитом всеа Русии, в лето 7015 (1506 г. – Р. Б.), октября в 1, в четверток»18. По сведениям С. Герберштейна, прежняя деревянная церковь Николая Льняного была построена женой Ивана III Софией Палеолог на бывшем татарском подворье19. Примечательно, что именно сюда была перенесена икона, перед ликом которой по преданию молился Улу-Мухаммед. Прибытие с храмовой иконой священника, вероятно, обеспечило сохранение в пределах Московского Кремля древнего верхнеокского предания. К началу XVII в. на верхней Оке тоже была выстроена каменная церковь Николая Гостунского, которая содержалась государевой ругой20.
Рис. 1. Белёвская битва 1437 г. Миниатюра из рукописного жития Сергия Радонежского
конца XVI в. {в сборнике рисунок опубликован на вклейке}
Как известно, Казанский летописец был освобожден из татарского плена при взятии Иваном IV Казани в 1552 г. В следующем 1553 г. в Москве икона Николая Гостунского явила чудо исцеления, которое стало одним из аргументов священного собора для искоренения распространившейся тогда ереси. В этой связи к началу октября 1554 г. церковь заново расписали, украсили и освятили21. Так возникли предпосылки к тому, чтобы обратить внимание Казанского летописца на историю чудотворной иконы. Пожалуй, явление чуда в столице должно было произвести на него яркое впечатление. Предание о договоре Улу-Мухаммеда с Василием II сделалось довольно известным в Русском государстве. В житии Сергия Радонежского в редакции Пахомия Логофета есть сказание «О воине, избавленномъ отъ поганыхъ», который в 1437 г. бежал из под Белёва и спасся от погони только молитвами преподобному Сергию. В качестве отдельного рассказа оно вошло в состав Софийской II и Львовской летописей под заглавием: «Отъ жития Сергиева, чудо о Беле́ве»22. О договоре хана с великим князем в /С. 145/ нем ничего не сказано. Однако в одной из рукописей жития конца XVI в. рассказ проиллюстрирован миниатюрой, на которой внизу изображена кровавая битва; вверху: слева – каменный город (Москва); справа – в шатре сидит царь с короной на голове (Улу-Мухаммед); посередине – договаривающиеся стороны стоят перед шатром, на котором висит православная икона (рис. 1)23.
Обычай брать в поруки святителя Николая Чудотворца сохранялся в Москве долгое время. Например, в соборной церкви Никольского монастыря еще в XVII в. приводили к крестному целованию. То же происходило в церкви Николая Гостунского. Здесь святителя «брали в свидетели заключавшие между собою договоры и условия, писанныя на Ивановской площади подъячими, веря не столько рукоприкладству, сколько свидетельству Николая Чудотворца»24. Здание церкви Николая Гостунского в Московском Кремле просуществовало до 1817 г., когда по ветхости было разобрано. Далее церковь была перенесена и освящена в новом месте – в Успенской части колокольни Ивана Великого, во втором ярусе25.
В публикации И. М. Снегирева действительно обнаруживаются черты древнего верхнеокского предания. С большой долей уверенности можем полагать, что оно явилось источником сведений Казанского летописца о клятве Василия II и молитве Улу-Мухаммеда «русскому Богу». Это была не обычная молитва, которую совершают мусульмане или христиане. Скорее ее следует рассматривать, как обращение хана к поручителю рассудить их с великим князем. Многие русские летописи признают справедливость наказания московских войск: «И превозношениа ради нашего и за множество согрешении наших попусти господь неверным одолети многому воинъству православным християном, яко неправедне бо ходящим нашим и свое христьаньство преже губящим»26. Словами Казанского летописца: «яко не токмо намъ християномъ Богъ помогаетъ, но и поганымъ по правде пособствуетъ»27.

{Примечания - в публикации расположены внизу страниц}
/С. 142/ 1 Лызлов А. И. Скифская история. М., 1990. С. 49-51; Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. II. М., 1988. Т. V. Стб. 158-160; Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. II. М., 2001. С. 533-534; Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991. С. 23; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России в XV в. М., 1991. С. 81-83.
2 РЛ. Т. 8. Рязань, 2000. С. 353.
3 ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. М., 2001. Стб. 69-70; ПСРЛ. Т. 37. Л., 1982. С. 87.
4 Беспалов Р. А. Белёвское побоище 1437 г. в истории Северо-Восточной Руси первой половины XV в. // Белёвские чтения. Вып. V. М., 2005. С. 44.
5 ПСРЛ. Т. 19. М., 2000. Стб. 14-17, 213-215.
6 Фахретдин Р. Улу Мухаммед хан / Перевод с татарского С. Шамси // Идел, 1996, №3-4. С. 46-47.
7 Бурцев М. Ф. О пребывании хана Улу-Махмета в Белёве. Тула, 1898. С. 3-4, 8-9.
/С. 143/ 8 Возлинская В. М. Методы исследования и реконструкции древнего города // Русский город. Вып. 8. М., 1986. С. 211-217.
9 Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895. С. 167-170.
10 Снегирев И. М., Мартынов А. А. Москва. Подробное историческое и археологическое описание города. Т. 1. М., 1865. С. 182.
11 Снегирев И. [М.] Взгляд на православное иконописание // Душеполезное чтение. Ч. 2. М., 1862. С. 422.
12 Елагин Н. [А.] Белёвская вивлиофика. Собрание древних памятников об истории Белёва и Белёвского уезда. Т. 2. М., 1858. С. 268-271.
13 Лёвшин В. А. Историческое, статистическое и камеральное описание городов Тульской губернии // Политический, статистический и географический журнал, или Современная история света на 1807 год. Ч. II. Кн. II., май. С. 120-126; Афремов И. Ф. Краткое историческое описание г. Белёва с уездом его // Тульские губернские ведомости. Прибавления. 12.05.1844, №18. С. 79-80; 19.05.1844, №19. С. 82-83; Мартынов П. М. Историко-статистическое известие о городе Белёве // Журнал Министерства внутренних дел. 1855 г., октябрь. С. 110-111; Бурцев М. Ф. О пребывании хана Улу-Махмета в Белёве. Тула, 1898.
14 Леонид (И. Л. – иеромонах Леонид) Село Николо-Гостунское с его древностями // ЧОИДР. Кн. 4. М., 1861. С. 187-198, 300.
15 Снегирев И. М., Мартынов А. А. Москва. Подробное историческое и археологическое описание города. Т. 1. М., 1865. С. 182.
/С. 144/ 16 Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982. С. 6-7.
17 Из неофициального летописания известно о выступлении на стороне Улу-Мухаммеда крупного феодала Верхнего Поочья – мценского воеводы Григория Протасьева. Ермолинская же летопись после перечисления погибших в битве московских воевод сообщает: «а инехъ бесчисленое множество побьено бысть и отъ своихъ хрестьянъ, которыхъ, идучи къ бою тому, грабили» (РЛ. Т. 7. Рязань, 2000. С. 198-199).
18 ПСРЛ. Т. 26. М.; Л., 1959. С. 298.
19 Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 68.
20 Елагин Н. [А.] Белёвская вивлиофика. Собрание древних памятников об истории Белёва и Белёвского уезда. Т. 2. М., 1858. С. 268-269.
21 ПСРЛ. Т. 13. М., 2000. С. 232-233, 252.
22 ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. М., 2001. Стб. 70-73; ПСРЛ. Т. 16. М., 2005. С. 242-244. {Следует читать: «ПСРЛ. Т. 20. М., 2005. С. 242-244.»}
/С. 145/ 23 Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия Радонежскаго и всея России чудотворца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1853. {Упомянутый рисунок размещен на Л. 310.}
24 Снегирев И. М., Мартынов А. А. Москва. Подробное историческое и археологическое описание города. Т. 1. М., 1865. С. 181-182.
25 Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1905. С. 214-222; Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Кремль и монастыри. Т. 1. М., 1992. С. 64-65.
26 РЛ. Т. 8. Рязань, 2000. С. 354.
27 ПСРЛ. Т. 19. М., 2000. Стб. 18-19.

/С. 145/
Список литературы и источников
{в публикации размещен за текстом}
1. Афремов И. Ф. Краткое историческое описание г. Белёва с уездом его // Тульские губернские ведомости. Прибавления. 12.05.1844, №18. – С. 79-80; 19.05.1844, №19. – С. 82-83.
2. Беспалов Р. А. Белёвское побоище 1437 г. в истории Северо-Восточной Руси первой половины XV в. // Белёвские чтения. Вып. V. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. – С. 31-55.
3. Бурцев М. Ф. О пребывании хана Улу-Махмета в Белёве. Тула: Типография И. Д. Фортунатова, 1898. – 12 с.
4. Возлинская В. М. Методы исследования и реконструкции древнего города // Русский город. Вып. 8. М., 1986. – С. 206-236.
5. Вологодско-Пермская летопись // ПСРЛ. Т. 26. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. – 414 с.
6. Герберштейн С. Записки о Московии. М.: Изд-во МГУ, 1988. – 430 с.
7. Елагин Н. [А.] Белёвская вивлиофика. Собрание древних памятников об истории Белёва и Белёвского уезда. Т. 2. М.: Типография В. Готье. 1858. – 412 с.
8. Ермолинская летопись. Родословная книга. // РЛ. Т. 7. Рязань: ООО «Издательский дом «Наше время», 2000. – 556 с.
9. Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия Радонежскаго и всея России чудотворца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1853. – 760 с.
10. Забелин И. Е. История города Москвы. Репринтное воспроизведение издания 1905 года. М.: Столица, 1990. – 688 с.
11. Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России в XV в. М.: Мысль, 1991. – 286 с.
12. История о Казанском царстве (Казанский летописец) // ПСРЛ. Т. 19. М.: Языки русской культуры, 2000. – 328 с.
13. Карамзин Н. М. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания 1842-1844 гг. в трех книгах с приложением. Кн. 2. М.: Книга, 1988.
14. Леонид (И. Л. – иеромонах Леонид) Село Николо-Гостунское с его древностями // /С. 146/ ЧОИДР. Кн. 4. М.: Университетская типография, 1861. – С. 187-198, 300.
15. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. (Продолжение) // ПСРЛ. Т. 13. М.: Языки русской культуры, 2000. – 544 с.
16. Лёвшин В. А. Историческое, статистическое и камеральное описание городов Тульской губернии // Политический, статистический и географический журнал, или Современная история света на 1807 год. Ч. II, кн. II., май. – C. 116-137.
17. Львовская летопись // ПСРЛ. Т. 20. М.: Языки славянских культур, 2005. – 704 с.
18. Лызлов А. И. Скифская история / Подготовка текста 1692 года, коммент. и аннот. список имен А. П. Богданова. М.: Наука, 1990. – 518 с.
19. Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула: Типография Н. И. Соколова, 1895. – 781 с.
20. Мартынов П. М. Историко-статистическое известие о городе Белёве // Журнал Министерства внутренних дел. 1855 г., октябрь. – C. 107-124.
21. Московский летописный свод конца XV века // РЛ. Т. 8. Рязань: Узорочье, 2000. – 652 с.
22. Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Кремль и монастыри. Т. 1. М.: АО «Книга и бизнес», 1992. – 253 с.
23. Снегирев И. М. Взгляд на православное иконописание // Душеполезное чтение. Ч. 2. М.: Университетская типография, 1862. – C. 400-423.
24. Снегирев И. М., Мартынов А. А. Москва. Подробное историческое и археологическое описание города. Т. 1. М., 1865. – 208 с.
25. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. II. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 944 с.
26. Софийская вторая летопись // ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. М.: Языки русской культуры, 2001. – 240 с.
27. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М.: Изд-во МГУ, 1982. – 248 с.
28. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв. // ПСРЛ. Т. 37. Л.: Наука, 1982. – 228 с.
29. Фахретдин Р. Улу Мухаммед хан / Перевод с татарского С. Шамси // Идел, 1996, №3-4. С. 46-47.
30. Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. М.: ИНСАН, 1991. – 319 с.

Список сокращений
ПСРЛ – Полное собрание русских летописей.
РЛ – Русские летописи.
ЧОИДР – Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских.

_______________________________________________________________________

Комментарии и ремарки, не вошедшие в публикацию
По тексту в фигурных скобках «{}» даны комментарии. В некоторых случаях перед ними курсивом выделен опубликованный фрагмент, который нуждается в уточнении.
Белёвская битва 1437 г. и икона Николая Гостунского - одни из самых популярных тем для белёвского краеведения. Поскольку я происхожу из экономических крестьян того самого села Николо-Гастуни (отсюда мой ник «Gostunsky»), а вырос в Белёве, то не мог обойти стороной эти сюжеты и ранее посвятил им несколько статей на сайте «Белёвщина» (ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3). Но никак не ожидал, что однажды они переплетутся воедино. К сожалению, источник сведений И. М. Снегирева мне пока неизвестен. Приходится опираться только на авторитет ученого и надеяться, что использованная им рукопись сохранилась, а в будущем будет должным образом описана и опубликована.


Комментариев нет:

Отправить комментарий